Рассказываем, как проходит получение аккредитации дипломной программы (IB (DP) в частной международной школе Wunderpark International School. Наблюдения от наших педагогов, вызовы на их пути и необычные решения в новой рубрике “Дневник IB — Заметки кандидата”.
Запись первая: “О совместном планировании, преимуществах командной работы и поиске времени”
“Мы создаем образовательное пространство, в котором интересно учиться”, — так гласит миссия нашей школы, и такого принципа руководство Wunderpark International School придерживается со дня ее основания. И действительно — многое, с чем мы взаимодействуем в повседневной жизни, является результатом совместной работы специалистов. Именно благодаря сотрудничеству мы улучшаем качество преподавания и обучения, а наши ученики приобретают те навыки и знания, которые способствуют формированию концептуального мышления.
Все это кажется очень простым и понятным: междисциплинарность уже давно не просто научный тренд, а необходимость, вызванная реалиями постоянно меняющегося мира. Но что стоит за этими простыми словами — “совместная работа”? И как педагоги создают межпредметные связи?
В первую очередь, благодаря совместному планированию. Не случайно, согласно стандартам IB, “Общий образовательный опыт имеет больший вес, чем сумма его частей” (Прим ред: DP 2015 From the Principals to practice, p.57). Ведь учителя работают вместе над взаимодополняемостью дисциплин среди разных возрастных групп для координации содержания и ключевых концепций, чтобы ученики получили обширные, сбалансированные знания, и в полной мере освоили учебную программу.
Итак, очевидно, что совместное планирование — крайне важное условие для достижения нашей главной цели: дать детям комплекс знаний, которые помогут им научиться жить в постоянно меняющемся мире. Но, как и любой другой навык, совместное планирование требует развития, а потому было решено посвятить ему 4 учебный модуль.
Возникает закономерный вопрос: как развить свой навык?
Во время совещаний мы разрабатывали идеи для нескольких совместных междисциплинарных проектов, в которых воплотилась содержательная и продуктивная работа учеников на протяжении всего модуля.
Шаг 1:
Определили ключевые цели учебной программы, которые были бы интересны и необходимы ученикам.
Шаг 2:Создали рабочие группы. В них каждый учитель поделился запланированными на модуль темами по своему предмету, после чего выбиралась одна общая.
Шаг 3:Выбрали формат работы, который позволит ученикам наилучшим образом продемонстрировать полученные знания и навыки.
Также назначили координатора проекта, чтобы на протяжении всего модуля он курировал работу преподавателей в команде, вел наблюдения, фиксировал результаты работы и мониторил сам процесс.
По завершению модуля мы вновь организовали совещание, на котором обсудили сильные и слабые стороны совместного планирования.
С какими трудностями мы столкнулись и возможные пути решения
1. Объем работы
В Wunderpark International School мы преподаем на русском и английском языках, а это значит, что у нас в два раза больше потенциально значимых предметных связей. Всего мы смогли задействовать в проекте 8 команд, причем в некоторых из них было более 6 педагогов, занимающихся академической и внеакадемической деятельностью.
2. Время
Однако главным препятствием оказалось время, точнее его отсутствие. В плотном графике педагога школы полного дня нам необходимо было найти время для встречи с коллегами, получения рекомендаций от руководства и для рефлексии.
Преимущества совместного планирования
Мы выделили для себя три из них. И первое, это, пожалуй, укрепление нашей связи. Пусть это звучит… немного наивно и шаблонно, но иногда очень важно помнить, что мы живем не по закону джунглей, где каждый сам за себя, а взаимопомощь — это вовсе не слабость. Дисциплины, программы и языки связаны между собой, так же и нам следует как можно больше взаимодействовать друг с другом. Среди учителей были такие, для кого подобная работа была в новинку — ранее им не доводилось работать с таким количеством коллег над одним проектом. И оттого, наверное, успех ценен вдвойне.
Другим преимуществом можно назвать вовлеченность абсолютно всех участников проекта: от учителей до самих учеников. А для педагога, как известно, нет приятнее зрелища, чем горящие глаза детей.
Проектная работа, возникшая в результате совместного планирования, предполагала активное взаимодействие учеников и применения ими полученных на уроках знаний и навыков, однако даже мы не ожидали того, с каким энтузиазмом дети примутся за работу. В классе они с гордостью делились тем, где и когда узнали какие-то новые факты и самими этими фактами. Фраза
“А вы знали, что …” могла застать любого из нас даже в коридоре или в атриуме перед еженедельной ассамблеей!
Конечно, стоит сказать, что подобного рода взаимодействие не редкость для нашей школы — проектные дни мы проводим не первый год, но такая отдача не может не мотивировать продолжать с удовольствием наблюдать за увлеченными учениками.
Ну и, наконец, заложение основ — процесс совместного планирования получил “зеленый свет”. Теперь мы четко знаем, что можем сделать в текущих условиях, а также наглядно видим положительные эффекты.
Следующий шаг: совершенствование системы оценивания
Наше внимание по-прежнему будет направлено на совместное планирование и рефлексии, однако теперь предстоит усовершенствовать отдельные аспекты этого процесса.
В первую очередь мы сосредоточимся на установлении стандартизированных критериев по возрастным группам, чтобы ученики получали объективные оценки за проделанную работу.
Сказать, что это не просто, все равно что не сказать ничего. Богатство прикладных умений и навыков, разнообразие содержательных областей и презентация конечного продукта требует точного определения рубрик для объективной и мотивирующей оценки. Впрочем, мы уверены, что использование совместного планирования может помочь стандартизировать процедуру оценивания.
Личный вывод:
Поддержка учителей и учеников в установлении связей между темами и предметами делают обучение более значимым в глазах детей. Именно с помощью проектной деятельности мы сможем осуществить гармоничный переход к трансдициплинарному и междисциплинарному обучению, а совместное планирование — неотъемлемый элемент достижения поставленных целей.