Обзорные лекции, творческие проекты, тематическая ассамблея и многое другое — в Wunderpark International school провели Неделю водных ресурсов, приуроченную ко Всемирному дню воды.
Одним из центральных событий насыщенной недели стала интерактивная лекция от партнеров школы — некоммерческого фонда “Без рек как без рук”, посвященная развенчанию мифов о микропластике, вопросы о котором в последнее время занимают умы все большего количества людей.
Старший научный сотрудник фонда Анастасия Лисина в первую очередь напомнила о том, что из себя представляет микропластик — это не какой-то новый вид пластмассы, а абсолютно все полимерные частицы размером менее 5 мм. По словам эксперта, полимеры (Прим. ред: вещества, в молекулах которых многократно повторяются одинаковые структурные звенья) уже давно плотно вошли в нашу жизнь, став неотъемлемым элементом повседневности: полиэтиленовые пакеты, бутылки с водой, упаковка для еды, тефлоновое покрытие домашней сковороды, современные окна — список можно продолжать очень долго. Более того, подобные частицы активно используются в медицине (например, для помощи в процессе сращивания костей), строительстве, пищевой промышленности, автомобилестроении и многих других областях.
В связи с этим возникают закономерные вопросы: если полимеры так распространены и незаменимы, то действительно ли они так опасны? А откуда появляется микропластик, как попадает в мировой океан и почему это плохо?
По словам эксперта, микропластик по своему происхождению бывает двух видов: первичный (тот, что изначально существовал в маленьком размере) и, соответственно, вторичный — тот, который образовался при разрушении более крупных кусков пластика путем фотодеградации (под воздействием солнечных лучей) или иным способом (например в результате деятельности человека или микроорганизмов). Отвечая на вопрос о том, каким же образом микропластик попадает в мировой океан, Анастасия Лисина отметила: в последнее время ученые сходятся во мнении, что наиболее серьезным — едва ли не главным — источником полимеров, плавающих в воде, являются даже не мусорные свалки, о которых мы так много слышим из новостей, или неправильные (слишком крупные) фильтры на крупных производствах, а автомобили. Точнее — дело здесь в износе автомобильных шин, волокна которых стираются при трении с дорожным покрытием и впоследствии в огромном количестве попадают в речные воды, а с ними уже в океан.
“Среди других вариантов — отслоение краски и, например, стирка одежды. Есть оценка, что синтетическая одежда при каждой стирке теряет 1% своей массы, то есть этот процент отслаивается и в последствие попадает со сточными водами в природные, а затем и в океан”, — добавила Анастасия Лисина.
Фото: Леонид Горлов / Wunderpark.
Но в чем же опасность? Ученики Wunderpark International School быстро нашли ответ — микропластик настолько мал, что с легкостью проникает не только в тела человека, но и животных, рыб и даже внутрь микроорганизмов. При этом, подчеркнула лектор, сами по себе полимеры инертны, опасность представляют из себя различные добавки, которые зачастую являются токсичными, а также те бактерии, которые могут обитать на частицах пластика. Однако вместе с тем в случае маленьких организмов существует угроза иного рода — возникновение так называемого эффекта ложного насыщения. Проще говоря, проглоченный микропластик заменяет собой реальные питательные вещества, что может привести к гибели.
Для понимания количества полимеров, которые попадают в воду, эксперт привела пример со Средиземным морем: “Это не самое загрязненное море, но с речными водами в него попадает около 5,5 тысяч тонн микропластика в год. Примерно столько же будут весить 1400 слонов или 47 миллионов чаек”.
Таким образом, можно подвести итог, что хотя вред от микропластика в обществе склонны преувеличивать, угроза все же остается реальной. Но с ней можно и нужно бороться. И фонд “Без рек как без рук” встал в авангарде, одними из первых в стране начав начав с исследований состояния российских рек. Для этого сотрудники и волонтеры фонда при помощи прикрепленной к судну специальной сетки (ячейки в которой составляют всего 300 мкм) в течение часа осуществляют забор речного мусора — из-за маленького размера в сетке остается только микропластик и некоторая органика, которую отфильтровывают уже в лаборатории. Таким образом удается измерить количество частиц микропластика в одном кубометре воды и на основании полученных данных сделать вывод о степени загрязнения реки в целом, а также сравнить состояние наших рек с другими. Например, уже стало известно, что в среднем в Волге содержание микропластика будет равно 5 частиц на 1 кубометр, что в десятки раз меньше, чем в реке Темза, и в сотни, чем в Гудзоне или Янцзы.
И конечно же не стоит забывать, что одним из наиболее эффективных способов борьбы с загрязнением пластиком является своевременная очистка береговых линий, чем совсем скоро ученики нашей школы займутся совместно с фондом “Без рек как без рук” в рамках партнерской программы. А уже после — вернутся к исследованию состояния реки Истра и измерениям количества и качества микропластика в ней.
В завершение лекции Анастасия Лисина провела увлекательный метапредный квиз, участие в котором ребята принимали по хаусам. Ученики продемонстрировали не только то, насколько они усвоили услышанный материал, но и блеснули знаниями в области географии, химии и даже физики. И все эти науки объединило ничто иное, как реки, озера, моря и океаны — такие разные, но одинаково важные водные ресурсы нашей планеты.
Не секрет, что с древних времен тема воды вдохновляла творческих людей и была неизменным мотивом в живописи для многих талантливых авторов. Репин, Левитан, Боголюбов, Айвазовский, — эти фамилии, как и шедевры, вышедшие из-под их кистей, знакомы нам и по сей день. Вот и наши ученики 2-6 классов под чутким руководством педагога по ИЗО Елены Стыровой попробовали себя в роли маринистов и не только в рамках конкурсной художественной выставки Wunderpark International School. Особое внимание и любовь гостей в лице соучеников, педагогов и кураторов получили работы ученицы 2б класса Ева Т.-Г. и пятиклассницы Ульяны Р.— девочки получили заслуженный приз зрительских симпатий. Ну а места с первого по третье строгое жюри распределило следующим образом:
3 место — Аврора Р., 3Б класс;
2 место — София К., 2Б класс;
1 место — Таисия Н., 3А класс.
3 место — Анна-Мария Н. (6 класс) и Евгения К. (4А);
2 место — Полина Н., 5 класс;
1 место — Мария П., 5 класс.
Фото: Ксения Акуленко / Wunderpark.
Кроме того, нельзя не упомянуть о невероятной проектной деятельности наших учеников — ко Всемирному дню водных ресурсов ученики от каждого класса подготовили тематический проект, защитить который предстояло перед внушительной аудиторией прямо во время пятничной ассамблеи. Каждый проект выставлялся в атриуме в течение недели, отчего знакомое пространство довольно быстро стало напоминать настоящую арт-выставку. Здесь были разнообразные плакаты с необычными фактами о реках или призывами заботиться об окружающей среде и большеразмерная handmade книга, в которую ребята из 2А вот уже второй год кропотливо вносят результаты собственных исследований на тему воды на русском и английском языках, разбавляя факты иллюстрациями, загадками и даже ребусами. Нашлось место и технологиям, и креативным инсталляциям — в работах учеников чувствовалось, как глубоко они погрузились в объявленную тему, подойдя к проектам со всей серьезностью. И, пожалуй, любовью. К окружающей среде, экологии в целом и теме воды в частности — крайне важной, вдохновляющей, вечной.