Разбираемся в компетенциях современного ученика вместе с Wunderpark
Не секрет, что научно-технический прогресс существенно влияет на социальную сферу жизни людей. Еще в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были определены 10 ключевых умений, которыми должен обладать конкурентоспособный сотрудник. Все они относились к так называемым Soft skills — гибким, универсальным навыкам, не привязанным к специфике той или иной профессии. Они отражают личные качества человека: его способность взаимодействовать с другими людьми, принимать решения в стрессовой ситуации, творчески мыслить или организовывать свое время. Так, в десятку вошли умение решать комплексные задачи, критическое и творческое мышление, эмпатия, способность работать в команде и другие. В ответ на этот достаточно обширный список наши специалисты выдвинули более простую и понятную модель 4К — концепция, включающая в себя 4 компетенции, названия которых начинается на букву “К”. Это критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация. Казалось бы, все еще причем здесь образование? На этот вопрос ответила организатор конференции, заместитель директора по образованию Wunderpark International School Алла Головенькина:
— Сегодня инновации в образовании сместились с предметного содержания в сторону форм и методов преподавания! Именно они стали серьезно влиять на качество образования. Школа — это не только про уроки и программный материал, мы здесь буквально живем. К тому же, образование — непрерывный процесс, который ежедневно сталкивается с большим количеством современных вызовов. Хотим ли мы, чтобы наши дети были самостоятельными? Да, но эту самостоятельность нужно развивать. Хотим ли мы, чтобы дети умели управлять своим временем? Да, но и этому нужно обучать. Выбирая тему для нашей первой конференции, мы, не сговариваясь, выбрали 4К — это то, что можно назвать фундаментом, необходимым для дальнейшего успешного обучения ребенка.
Поясняя, Алла Головенькина подчеркнула, что даже самые простые задания на самостоятельность относятся к критическому мышлению: “к умению остановиться и посмотреть на какие-то события не с недоверчивостью, но с сомнением, делая собственный выбор”.
Навыки, включенные в концепцию 4К, это то, с чем мы живем. В Wunderpark мы активно развиваем эти компетенции, начиная с начальной школы, чтобы воспитать детей свободными и креативными, думающими и готовыми к сотрудничеству. И таким образом цель нашей конференции — поделиться накопленным опытом с коллегами, — заключила заместитель директора по образованию.Это то, что позволяет ориентироваться в бесконечном потоке информации, в котором дети (как и все мы) находятся постоянно, будь то дом или школа. Критическое мышление позволяет нам анализировать, оценивать и рефлексировать, то есть принимать верные решения и грамотно формулировать свои мысли. Развивается такой вид мышления в проектной деятельности.
Казалось бы, дети и без того постоянно взаимодействуют друг с другом, с учителями и родителями. Но тем не менее, здесь речь идет о том, что важно задавать вопросы и не бояться этого делать, что можно и нужно использовать различные формы общения — вербальные и невербальные, чтобы собеседник был максимально вовлечен в процесс. Кроме того, немаловажным аспектом является адаптация к социальному окружению.
Навык, который связан с умением работать в команде. Здесь одно из самых важных — это научить принимать на себя ответственность. Не только за себя и свои действия, но еще и за общий результат. Также важно помнить, что кооперация это еще и про работу команды как единый организм, где каждый ребенок способен как-то замотивировать другого, распределить роли в соответствии со знанием или даже пониманием своего партнера и дать правильные инструкции, корректно передать информацию.
Иными словами это творческий подход, мышление — то, что позволяет нам находить нестандартные решение для самых повседневных задач.
— В начальной школе акцент идет больше на то, чтобы ученики умели лавировать данными навыками в процессе обучения. Наша роль — научить детей создавать что-то свое и презентовать этот продукт, пусть даже если на практике он будет пока (или вовсе) не реализуем. В более старших классах проекты учеников разрабатываются с учетом возможности реализации на том уровне, который им доступен.
— По технологии развития критического мышления я работаю постоянно, — поделилась педагог, — у нас все время мозговой шторм. Как вы видели сегодня, бывает так, что мне хочется остановить ребят, а они продолжают фонтанировать идеями — уже привыкли к такому формату работы: сначала набрасываем идеи, потом определяем, что над чем-то мы поработаем сейчас, а что-то изучим в следующий раз.
Если говорить непосредственно об уроке, то на нем дети анализировали достаточно сложный текст. Учитель признается: “этот выбор я сделала умышленно, чтобы вопросы, которые им нужно было составить, были продуманными, рожденными на основе глубокого понимания текста”. И, стоит сказать, 4 класс справился с заданием превосходно: составленные ими так называемые “толстые вопросы” — те, которые подразумевают развернутый ответ, — действительно воспринимались как осознанные, требующие рассуждений по теме.
Что касается кооперации и коммуникации, то и тут у школьников оказалось все в порядке: участники конференции отмечали, что во время урока было очень трудно заметить естественную разницу в уровне учеников - и только внушительный опыт помог некоторым из них подметить такую деталь. А связано это с тем, что дети легко просят помощи друг у друга или у учителя, если это становится необходимым. А о креативности четвероклассников можно отдельную статью или кандидатскую писать — чего только стоят их варианты расшифровки древних пиктограмм.
Обзорная экскурсия по школе предвосхитила ряд мастер-классов от педагогов Wunderpark — в некотором смысле получилась физкульт-минутка, о которой, к слову, рассказала классный руководитель Уear 3 Елена Горлова как о средстве формирования 4К компетенций. В частности коммуникации и креативности. Педагог технологии и робототехники Виктор Осин провел увлекательный мастер-класс по созданию продукта (в нашем случае это был брелок) с применением оборудования цифрового производства без использования готового конструктора. Гости самостоятельно разработали дизайн будущего брелка в специальной программе: от придания формы изделия до креативных надписей, после чего Виктор Осин продемонстрировал принцип работы 3D принтера.
Одновременно с тем любители “разложить все по полочкам” — систематизировать и визуализировать — могли посетить мастер-класс Вероники Васильевой, посвященный развитию критического мышления с помощью создания mind-map — ментальных карт в приложении Pages. Как это работает? Достаточно сказать, что для создания такой карты необходимо уметь отделять главное от второстепенного, четко сформулировав основную тему, а также проверять информацию на достоверность. Кстати, помимо критического мышления, ментальные карты развивают и креативность, ведь при ее создании активно работает ассоциативное мышление, да и оформление карты — дело творческое.
— Компетенции 4К являются звеньями одной цепи, их нельзя разъединить, — уверенно заявляет классный руководитель Year 4 Вера Широкова. На своем мастер-классе она рассказала о творческих работах в начальной школе как о возможности развития soft-skills и в частности — креативности: от необычных способов запоминания таблицы умножения до применения раскрасок на уроках русского языка, когда речь идет о применении орфографических правил.
Для самых передовых гостей наши педагоги провели мастер-класс на тему применения виртуальной/дополненной реальности (VR) в исследовании на уроках естествознания и рассмотрели уроки цифрового гражданства в фокусе 4К компетенций младших школьников.
В завершение мероприятия участники и сами смогли опробовать навыки в действии: во время рефлексии помимо привычного открытого диалога с ведущим, поделенные на группы гости перемешались, несколько раз сменив партнера по обсуждению увиденного и услышанного за день. Некоторые даже пообещали в обязательном порядке опробовать новые методики в своих школах в ближайшее время и вернуться с обратной связью: все ли удалось.
— Таким образом мы пытались дать нашим гостям какие-то инструменты, возможность проявить самим критическое мышление и креативность, — сообщили организаторы. И, судя по отзывам участников, такой подход им понравился.
Если обобщить полученную обратную связь, то прошедшее мероприятие можно охарактеризовать четырьмя словами:
креативно, профессионально, необычно, полезно.
— Второй апрельской wunder-конференции быть! — пообещали Алла Головенькина и Вера Широкова.