Тел.: +7 (495) 122-00-02
23 км по Новорижскому шоссе
welcome@wunderpark.ru
Посмотреть видеофильм
про нашу школу
Версия для слабовидящих

Как и зачем развивать 4К-компетенции у детей школьного возраста

Научно-практическая конференция “4К-навыки будущего. Семья и школа в синергии”, организованная Wunderpark International school совместно с издательством “Альпина.Дети”, объединила более 150 учителей частных и муниципальных школ Москвы и Московской области, неравнодушных родителей и их детей. Вместе с ведущими экспертами в области образования и психологии, представителями креативных индустрий и авторами бестселлеров они искали ответ на один из главных вызовов современности — как гармонично развить у детей гибкие навыки (soft-skills) и сделать их частью повседневной жизни.

На торжественной церемонии открытия с приветственными словами к гостям мероприятия обратилась директор Wunderpark International School Мария Сычева. Выразив благодарность партнерам, спикерам и участникам мероприятия, она подчеркнула, что, на ее взгляд, все дети рождаются творческими и мыслящими, а потому школе естественно заниматься задачами всестороннего развития ребенка:

“Было бы странно, если школа игнорировала важность и значимость образования по системе 4К. На мой взгляд мы с вами, коллеги (а когда я говорю “мы” и “коллеги”, я имею в виду всех тех, кто так или иначе связан со сферой образования), с готовностью отвечаем на все вызовы времени и с уверенностью смотрим вперед. Я благодарна вам за это и приглашаю к совместной работе”, - сказала Мария Сычева, объявив об открытии конференции.

“Для современного ребенка информация сейчас находится буквально на расстоянии вытянутой руки, все знания на свете у них в кармане, и энциклопедическая начитанность больше не является преимуществом — в любой момент можно найти любые данные в своем смартфоне, и дети уже делают это. Поэтому на первый план выходят совершенно другие навыки, которые пока все пренебрежительно называют soft-skills, но мне кажется, что они будут “твердеть” со временем. И именно этим навыкам посвящена наша конференция”, — добавил директор по маркетингу издательства “Альпина.Дети” Анатолий Харитонов. Также поблагодарив всех собравшихся, он пожелал гостям интересного, плодотворного дня — так началась экспертная часть научно-практического мероприятия в Wunderpark International School.

Фото: Ксения Акуленко / Wunderpark.

Пленарная дискуссия “4к — скоротечный тред или наше будущее?”, которая прошла в формате “без галстуков”, задала настроение всей конференции. Модератором выступила управляющий партнер, руководитель практики «Образование и EdTech» MarksMan, основатель сообщества директоров по персоналу частных школ «HR+Education» Инна Суматохина. Вместе с ней о роли родителей и школы в становлении ребенка и развитии его навыков говорили директор Горчаковского лицея МГИМО Илья Демаков, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Марина Оганесян, клинический психолог и руководитель нейропсихологического центра «Пластичность» Елена Лаштабега, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ и соавтор книги «Критическое мышление» Тарас Пащенко, а также автор книги «4К — креативность» и бестселлера «Кроссфит мозга», обладатель первого в России Золотого Каннского Льва, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов. Спикеры также обсудили, что стоит за каждой буквой “К” в списке основных компетенций 21 века, что из себя представляет критическое мышление, как развивается креативная индустрия в нашей стране и как должен работать наш мозг, чтобы гибкие навыки не только сформировались, но и действительно применялись.

Особое внимание аудитории привлекло напоминание о том, что критическое мышление это вовсе не про критику и скепсис, а также выявление ключевой разницы между понятиями “креативность” и “творчество”:

“У нас есть креативность и есть творчество. В головах людей на сегодняшний день это пока пересекающиеся понятия, но между ними есть принципиальная разница: креативность — это всегда про решение задач, в то время как творчество — это про самовыражение и интерпретацию окружающего пространства”, — подчеркнул Игорь М. Намаконов.

В завершении дискуссии спикерам было предложено разобрать реальный кейс на тему “командная работа vs креативность” и ответить на вопросы из зала.

Подробнее об этом можно узнать в записи.

Примечательно, что Wunderpark о 4К компетенциях уже говорили ранее, но впервые в образовательном сообществе подобная конференция приобрела такой масштаб. В рамках мероприятия одновременно работали три тематических трека: для учителей, родителей и детей в возрасте от семи лет. Каждый из них отличался насыщенной программой и отвечал на актуальные вопросы своей аудитории.

Три главных слова: это переходный возраст

На панельной дискуссии “Осторожно, пубертат” с директором по маркетингу издательства “Альпина.Дети”, отцом троих детей Анатолием Харитоновым, психологом и писателем Натальей Керре, вице-президентом университета «Синергия», ведущим экспертом-консультантом компании «Организация времени», автором книг по тайм-менеджменту Марианной Лукашенко и педагогом, соавтором книг «ЕГЭ без истерик: как спокойно подготовиться к любому экзамену» и «Это твое время» Антониной Сидельниковой гости смогли разобраться в том, что же такое пубертат, когда он начинается у детей, как долго может продлиться и… что с этим делать.

“Как только вам начнет казаться, что ваш ребенок становится вам чужим — можно сказать: начался переходный возраст. И самое главное в этот момент — остановить себя и вернуть на осознание того, что перед вами по-прежнему ваш ребенок, ничего не изменилось, просто он (ребенок) — взрослеет ”, — рассказала Наталья Керре, обозначив также, что сейчас переходный возраст у детей начинается несколько раньше, чем было принято считать ранее, а именно — уже в 11-12 лет. Опытный психолог добавила, что в этот момент следует начинать перестраивать отношения с ребенком на новый уровень: “Ваша задача — не сломать ребенка, сделав его обратно удобным, а перестроить отношения с ним на более дружеский уровень. То есть из отношений “сверху-вниз” вы выходите на отношения “на равных”.

“Но как отпустить своих детей, позволив им стать взрослыми, так, чтобы “не занесло”? Как найти тонкую грань, как работать с восприятием ребенком его границ, прежде всего временных, и насколько это важно? ”— справедливо заметил модератор Анатолий Харитонов.

Эксперт в вопросах времени Антонина Сидельникова подчеркнула, что задача тайм-менеджмента, как и родителя, — показать, что время измеримо, и что нужно уметь принимать решения в определенные периоды своей жизни. Для этого существует множество техник, но главное здесь — отразить масштабы времени, ведь зачастую подростки прогнозируют самое большее до 20 лет, все остальное — за пределами их представления о своем будущем.

Зачем это нужно? Наглядно показала Марианна Лукашенко, объяснив на примере подготовки к государственным экзаменам с осознанием ребенком своих собственных целей, мечтаний и без него. По ее словам, приучать детей задумываться о будущем и задаваться вопросом “зачем” стоит не в выпускном классе, а несколько раньше. Например, можно попробовать использовать технику нарисованной “батарейки”: в течение года постепенно закрашивая зоны в соответствии со своей увлеченностью тем или иным предметом, ребенок сможет отследить динамику развития своих интересов, благодаря чему к выпускному классу ему будет уже проще сделать выбор.

Вместе с тем, задавая вопросы из серии “зачем ты учишься, а для чего ты будешь поступать в институт”, родителю следует помнить, что в условные 13 лет не иметь четкого представления о своем будущем — это абсолютно нормально, не стоит сильно давить и требовать идеальной сдачи экзаменов. Гораздо важнее — считает Наталья Керре — сохранить здоровую нервную систему ребенка. Согласны с ней и другие эксперты, ведь тайм-менеджмент в своей сущности именно про это, а вовсе не про то, как успеть все на свете.

Тему подготовки к выпускным экзаменам, а точнее, выбора вуза продолжили эксперты из Высшей школы экономики — заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, автор учебников по обществознанию Марина Оганесян, заместитель декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ по работе с абитуриентами, доцент, кандидат политических наук Ольга Афанасьева и первый руководитель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, академический руководитель бакалавриата — «Реклама и связи с общественностью» Мария Мордвинова. В ходе интерактивной дискуссии под модераторством заместителя директора по внеакадемической деятельности Wunderpark International School Ольги Павленко спикеры рассказали, для чего необходимо участвовать в различных олимпиадах и конкурсах и как это влияет на дальнейшее поступление.

Разобрать тему и не забыть про гибкие навыки и все это за один урок? Как быть учителям рассказывают сами педагоги.

В рамках учительского трека прошло 5 мастер-классов и 2 круглых стола — каждое мероприятие было направлено на обсуждение методик развития soft-skills и обмен практическим опытом.

К примеру, директор Горчаковского лицея МГИМО Илья Демаков рассказал участникам о педагогических приемах и практиках, которые позволяют ученику и учителю настроиться на эффективный учебный диалог. Заместитель директора по академической деятельности Wunderpark International School Алла Головенькина поделилась секретами успешной коммуникации и командообразования в ходе мастер-класса “Игра в бисер”, в рамках которого рассмотрела теорию антрополога Эдварда Холла о пространственных зонах человека, поддерживаемых при общении: публичной (3,5 м), социальной (от 3,5 до 1,2 м), личной (от 1.2 м до 75 см) и интимной (от 75 см и ближе). Одновременно с тем тренер-консультант по педагогическому дизайну и публичным выступлениям, методист Wunderpark International School Мария Ахапкина на своем мастер-классе “Где прячется креативность” поделилась знаниями о том, как разбудить своего внутреннего творца. Или, говоря другими словами, как при помощи актерских техник и приемов раскрыть внутренний потенциал как свой, так и своих учеников. Казалось бы, причем здесь скороговорки или инсталляции “в мире профессий”? Оказывается, стоит только взглянуть на привычное под другим углом.

Фото: Ксения Акуленко / Wunderpark.

Все об углах знает… нет, не только математик, но и руководитель фаблаб Wunderpark International School Виктор Осин, который, в свою очередь, подготовил занимательный мастер-класс по оживлению любого урока — с предложенной мини-игрой не только урок технологии станет намного интереснее, но и геометрия — чуточку понятней, не говоря уже о развитии навыков командной работы.

Об оживлении и сохранении концентрации поговорила и кандидат педагогических наук, логопед Wunderpark international school Юлия Гайдова. На своем занятии она поделилась успешными практиками развития мелкой моторики, а именно: упражнениями на напряжение и расслабление рук при помощи эспандера, необходимыми для фиксирования в сознании ребенка силы нажима на ручку при письме, упражнениями на ловкость, разогрев и еще целым рядом иных тренировок, объясняя значение и пользу каждой из них.

“Работа с опорой на деятельность не только способствует развитию письменной речи, но снижает утомление, удерживает интерес к занятиям и помогает распределить внимание учеников”, — подчеркнула логопед в завершении мастер-класса.

Впрочем, профессионалы подчеркивают, что не только учитель способствует развитию гибких навыков, но и сама среда. Именно влиянию образовательной среды был посвящен один из круглых столов в программе конференции, а если точнее — тому, как именно среда может стать помощником в развитии навыков будущего. Модератором выступила главред издания EdDesign Ксения Докукина, а спикерами стали такие эксперты как основатель центра образовательного консалтинга i3. school Вадим Полюга, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании; автор методик «Пространственное моделирование» и «Практика продуктивной прогулки» Сергей Плахотников, координатор средней школы и программы IB MYP Европейской гимназии Екатерина Никонорова и учитель физкультуры, создатель методик «Школа диалога с препятствием», «Физкультура про другое» Сергей Реутский.

Но как оценить прогресс ученика по классической пятибалльной системе, не растеряв объективности? Об этом поговорили в рамках экспертного круглого стола «Методы развития и оценивания soft-skills: от теории к практике» с представителями Wunderpark Марией Ахапкиной, Аллой Головенькиной и учителем начальных классов Вероникой Васильевой, а также директором частной школы “Снегири” Александром Гулиным и ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ Тарасом Пащенко.

А что же дети?

Многие родители пришли со своими детьми и сделали совершенно правильно: насыщенная сбалансированная программа детского трека включала в себя мастер-классы, разделенные по интересам возрастных групп, спортивные игры от учителя физкультуры Wunderpark International School Эдуарда Багаева и даже сеанс кинотерапии. Все это — в сопровождении опытных кураторов и маскота Wunderpark лисенка Вундика.

Неподдельный интерес детей (и даже некоторых взрослых) вызвал мастер-класс по строительству точной копии Шуховской башни в 3.5 м высотой от команды “Москва глазами инженера” — Марины Ливадиной, Данилы Ермолаенко и Екатерины Лукьяницы. Ничуть не меньший ажиотаж вызвал мастер-класс учителя химии Wunderpark International School Елены Бажановой по извлечению ДНК из банана — в лаборатории каждый ребенок смог почувствовать себя настоящим ученым и немного волшебником — кому что оказалось ближе.

Организатор книжного онлайн-клуба для детей, автор курса «Критическое мышление для подростков Анна Кулакова провела сразу два занятия. Для детей помладше она приготовила мастер-класс по развитию креативности, в ходе которого участники обсуждали книгу “Чарли и шоколадная фабрика” знаменитого английского писателя Роальда Даля, поговорили о рождении идей, способных отозваться в сердцах миллионов, а также успели поработать над своей речью благодаря специальным практикам. С ребятами постарше Анна Кулакова обсудила такие серьезные темы как умение лавировать в бесконечном информационном пространстве в интернете и затронула вопросы доверия блогерам — так через примеры спикер познакомила гостей с работой критического мышления, после чего все попробовали порешать задачки на логику — получилось, как говорят сами ребята, на “пять с плюсом”.

Александр Салангин, креативный директор, маркетолог, автор книги «Как работает реклама», приоткрыл для ребят постарше двери в мир рекламы: как она работает, для чего она вообще нужна, и как сделать так, чтобы твой проект совершенно точно не остался незамеченным — об этом и еще многом другом узнали наши юные участники. А попрактиковаться в создании чего-то своего они смогли уже на следующем мастер-классе — «Обратная сторона кляксы. От размытого пятна на бумаге до креативного лейбла: как работает креативность и зачем она нужна» от Игоря М. Намаконова — настоящего проводника в мир креативной индустрии.

(фотографии можно листать)

В завершении конференции абсолютно все участники получили именные сертификаты и, по признанию большинства, невероятный заряд эмоций на целый день.

“Я была на многих научных конференциях, но эта меня приятно удивила — здесь совершенно уникальная, душевная, дружеская — можно сказать, семейная — атмосфера. При этом, за общим уютом не теряется суть мероприятия — всего за несколько часов я получила такой комплекс знаний, который можно сравнить с прохождением какого-нибудь длительного онлайн-курса. Все спикеры невероятно заряжены, здорово, все они были из разных областей — это позволило взглянуть на обсуждаемые темы с разных сторон”, — поделилась одна из участниц учительского трека.


Рекомендуем
Анонс: II апрельская wunder-конференция "ИИ в образовании. Первые шаги"
Все, что нужно знать о поступлении в Wunderpark, и не только
Калейдоскоп событий: январь, февраль