Научно-практическая конференция “4К-навыки будущего. Семья и школа в синергии”, организованная Wunderpark International school совместно с издательством “Альпина.Дети”, объединила более 150 учителей частных и муниципальных школ Москвы и Московской области, неравнодушных родителей и их детей. Вместе с ведущими экспертами в области образования и психологии, представителями креативных индустрий и авторами бестселлеров они искали ответ на один из главных вызовов современности — как гармонично развить у детей гибкие навыки (soft-skills) и сделать их частью повседневной жизни.
На торжественной церемонии открытия с приветственными словами к гостям мероприятия обратилась директор Wunderpark International School Мария Сычева. Выразив благодарность партнерам, спикерам и участникам мероприятия, она подчеркнула, что, на ее взгляд, все дети рождаются творческими и мыслящими, а потому школе естественно заниматься задачами всестороннего развития ребенка:
“Было бы странно, если школа игнорировала важность и значимость образования по системе 4К. На мой взгляд мы с вами, коллеги (а когда я говорю “мы” и “коллеги”, я имею в виду всех тех, кто так или иначе связан со сферой образования), с готовностью отвечаем на все вызовы времени и с уверенностью смотрим вперед. Я благодарна вам за это и приглашаю к совместной работе”, - сказала Мария Сычева, объявив об открытии конференции.
“Для современного ребенка информация сейчас находится буквально на расстоянии вытянутой руки, все знания на свете у них в кармане, и энциклопедическая начитанность больше не является преимуществом — в любой момент можно найти любые данные в своем смартфоне, и дети уже делают это. Поэтому на первый план выходят совершенно другие навыки, которые пока все пренебрежительно называют soft-skills, но мне кажется, что они будут “твердеть” со временем. И именно этим навыкам посвящена наша конференция”, — добавил директор по маркетингу издательства “Альпина.Дети” Анатолий Харитонов. Также поблагодарив всех собравшихся, он пожелал гостям интересного, плодотворного дня — так началась экспертная часть научно-практического мероприятия в Wunderpark International School.
Фото: Ксения Акуленко / Wunderpark.
Пленарная дискуссия “4к — скоротечный тред или наше будущее?”, которая прошла в формате “без галстуков”, задала настроение всей конференции. Модератором выступила управляющий партнер, руководитель практики «Образование и EdTech» MarksMan, основатель сообщества директоров по персоналу частных школ «HR+Education» Инна Суматохина. Вместе с ней о роли родителей и школы в становлении ребенка и развитии его навыков говорили директор Горчаковского лицея МГИМО Илья Демаков, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Марина Оганесян, клинический психолог и руководитель нейропсихологического центра «Пластичность» Елена Лаштабега, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ и соавтор книги «Критическое мышление» Тарас Пащенко, а также автор книги «4К — креативность» и бестселлера «Кроссфит мозга», обладатель первого в России Золотого Каннского Льва, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов. Спикеры также обсудили, что стоит за каждой буквой “К” в списке основных компетенций 21 века, что из себя представляет критическое мышление, как развивается креативная индустрия в нашей стране и как должен работать наш мозг, чтобы гибкие навыки не только сформировались, но и действительно применялись.
Особое внимание аудитории привлекло напоминание о том, что критическое мышление это вовсе не про критику и скепсис, а также выявление ключевой разницы между понятиями “креативность” и “творчество”:
“У нас есть креативность и есть творчество. В головах людей на сегодняшний день это пока пересекающиеся понятия, но между ними есть принципиальная разница: креативность — это всегда про решение задач, в то время как творчество — это про самовыражение и интерпретацию окружающего пространства”, — подчеркнул Игорь М. Намаконов.
В завершении дискуссии спикерам было предложено разобрать реальный кейс на тему “командная работа vs креативность” и ответить на вопросы из зала.
Подробнее об этом можно узнать в записи.
Примечательно, что Wunderpark о 4К компетенциях уже говорили ранее, но впервые в образовательном сообществе подобная конференция приобрела такой масштаб. В рамках мероприятия одновременно работали три тематических трека: для учителей, родителей и детей в возрасте от семи лет. Каждый из них отличался насыщенной программой и отвечал на актуальные вопросы своей аудитории.
Три главных слова: это переходный возраст
На панельной дискуссии “Осторожно, пубертат” с директором по маркетингу издательства “Альпина.Дети”, отцом троих детей Анатолием Харитоновым, психологом и писателем Натальей Керре, вице-президентом университета «Синергия», ведущим экспертом-консультантом компании «Организация времени», автором книг по тайм-менеджменту Марианной Лукашенко и педагогом, соавтором книг «ЕГЭ без истерик: как спокойно подготовиться к любому экзамену» и «Это твое время» Антониной Сидельниковой гости смогли разобраться в том, что же такое пубертат, когда он начинается у детей, как долго может продлиться и… что с этим делать.
“Как только вам начнет казаться, что ваш ребенок становится вам чужим — можно сказать: начался переходный возраст. И самое главное в этот момент — остановить себя и вернуть на осознание того, что перед вами по-прежнему ваш ребенок, ничего не изменилось, просто он (ребенок) — взрослеет ”, — рассказала Наталья Керре, обозначив также, что сейчас переходный возраст у детей начинается несколько раньше, чем было принято считать ранее, а именно — уже в 11-12 лет. Опытный психолог добавила, что в этот момент следует начинать перестраивать отношения с ребенком на новый уровень: “Ваша задача — не сломать ребенка, сделав его обратно удобным, а перестроить отношения с ним на более дружеский уровень. То есть из отношений “сверху-вниз” вы выходите на отношения “на равных”.
“Но как отпустить своих детей, позволив им стать взрослыми, так, чтобы “не занесло”? Как найти тонкую грань, как работать с восприятием ребенком его границ, прежде всего временных, и насколько это важно? ”— справедливо заметил модератор Анатолий Харитонов.
Эксперт в вопросах времени Антонина Сидельникова подчеркнула, что задача тайм-менеджмента, как и родителя, — показать, что время измеримо, и что нужно уметь принимать решения в определенные периоды своей жизни. Для этого существует множество техник, но главное здесь — отразить масштабы времени, ведь зачастую подростки прогнозируют самое большее до 20 лет, все остальное — за пределами их представления о своем будущем.
Зачем это нужно? Наглядно показала Марианна Лукашенко, объяснив на примере подготовки к государственным экзаменам с осознанием ребенком своих собственных целей, мечтаний и без него. По ее словам, приучать детей задумываться о будущем и задаваться вопросом “зачем” стоит не в выпускном классе, а несколько раньше. Например, можно попробовать использовать технику нарисованной “батарейки”: в течение года постепенно закрашивая зоны в соответствии со своей увлеченностью тем или иным предметом, ребенок сможет отследить динамику развития своих интересов, благодаря чему к выпускному классу ему будет уже проще сделать выбор.
Вместе с тем, задавая вопросы из серии “зачем ты учишься, а для чего ты будешь поступать в институт”, родителю следует помнить, что в условные 13 лет не иметь четкого представления о своем будущем — это абсолютно нормально, не стоит сильно давить и требовать идеальной сдачи экзаменов. Гораздо важнее — считает Наталья Керре — сохранить здоровую нервную систему ребенка. Согласны с ней и другие эксперты, ведь тайм-менеджмент в своей сущности именно про это, а вовсе не про то, как успеть все на свете.
Тему подготовки к выпускным экзаменам, а точнее, выбора вуза продолжили эксперты из Высшей школы экономики — заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, автор учебников по обществознанию Марина Оганесян, заместитель декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ по работе с абитуриентами, доцент, кандидат политических наук Ольга Афанасьева и первый руководитель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, академический руководитель бакалавриата — «Реклама и связи с общественностью» Мария Мордвинова. В ходе интерактивной дискуссии под модераторством заместителя директора по внеакадемической деятельности Wunderpark International School Ольги Павленко спикеры рассказали, для чего необходимо участвовать в различных олимпиадах и конкурсах и как это влияет на дальнейшее поступление.
Разобрать тему и не забыть про гибкие навыки и все это за один урок? Как быть учителям рассказывают сами педагоги.
В рамках учительского трека прошло 5 мастер-классов и 2 круглых стола — каждое мероприятие было направлено на обсуждение методик развития soft-skills и обмен практическим опытом.
К примеру, директор Горчаковского лицея МГИМО Илья Демаков рассказал участникам о педагогических приемах и практиках, которые позволяют ученику и учителю настроиться на эффективный учебный диалог. Заместитель директора по академической деятельности Wunderpark International School Алла Головенькина поделилась секретами успешной коммуникации и командообразования в ходе мастер-класса “Игра в бисер”, в рамках которого рассмотрела теорию антрополога Эдварда Холла о пространственных зонах человека, поддерживаемых при общении: публичной (3,5 м), социальной (от 3,5 до 1,2 м), личной (от 1.2 м до 75 см) и интимной (от 75 см и ближе). Одновременно с тем тренер-консультант по педагогическому дизайну и публичным выступлениям, методист Wunderpark International School Мария Ахапкина на своем мастер-классе “Где прячется креативность” поделилась знаниями о том, как разбудить своего внутреннего творца. Или, говоря другими словами, как при помощи актерских техник и приемов раскрыть внутренний потенциал как свой, так и своих учеников. Казалось бы, причем здесь скороговорки или инсталляции “в мире профессий”? Оказывается, стоит только взглянуть на привычное под другим углом.
Фото: Ксения Акуленко / Wunderpark.
Все об углах знает… нет, не только математик, но и руководитель фаблаб Wunderpark International School Виктор Осин, который, в свою очередь, подготовил занимательный мастер-класс по оживлению любого урока — с предложенной мини-игрой не только урок технологии станет намного интереснее, но и геометрия — чуточку понятней, не говоря уже о развитии навыков командной работы.
Об оживлении и сохранении концентрации поговорила и кандидат педагогических наук, логопед Wunderpark international school Юлия Гайдова. На своем занятии она поделилась успешными практиками развития мелкой моторики, а именно: упражнениями на напряжение и расслабление рук при помощи эспандера, необходимыми для фиксирования в сознании ребенка силы нажима на ручку при письме, упражнениями на ловкость, разогрев и еще целым рядом иных тренировок, объясняя значение и пользу каждой из них.
“Работа с опорой на деятельность не только способствует развитию письменной речи, но снижает утомление, удерживает интерес к занятиям и помогает распределить внимание учеников”, — подчеркнула логопед в завершении мастер-класса.
Впрочем, профессионалы подчеркивают, что не только учитель способствует развитию гибких навыков, но и сама среда. Именно влиянию образовательной среды был посвящен один из круглых столов в программе конференции, а если точнее — тому, как именно среда может стать помощником в развитии навыков будущего. Модератором выступила главред издания EdDesign Ксения Докукина, а спикерами стали такие эксперты как основатель центра образовательного консалтинга i3. school Вадим Полюга, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании; автор методик «Пространственное моделирование» и «Практика продуктивной прогулки» Сергей Плахотников, координатор средней школы и программы IB MYP Европейской гимназии Екатерина Никонорова и учитель физкультуры, создатель методик «Школа диалога с препятствием», «Физкультура про другое» Сергей Реутский.
Но как оценить прогресс ученика по классической пятибалльной системе, не растеряв объективности? Об этом поговорили в рамках экспертного круглого стола «Методы развития и оценивания soft-skills: от теории к практике» с представителями Wunderpark Марией Ахапкиной, Аллой Головенькиной и учителем начальных классов Вероникой Васильевой, а также директором частной школы “Снегири” Александром Гулиным и ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ Тарасом Пащенко.
А что же дети?
Многие родители пришли со своими детьми и сделали совершенно правильно: насыщенная сбалансированная программа детского трека включала в себя мастер-классы, разделенные по интересам возрастных групп, спортивные игры от учителя физкультуры Wunderpark International School Эдуарда Багаева и даже сеанс кинотерапии. Все это — в сопровождении опытных кураторов и маскота Wunderpark лисенка Вундика.
Неподдельный интерес детей (и даже некоторых взрослых) вызвал мастер-класс по строительству точной копии Шуховской башни в 3.5 м высотой от команды “Москва глазами инженера” — Марины Ливадиной, Данилы Ермолаенко и Екатерины Лукьяницы. Ничуть не меньший ажиотаж вызвал мастер-класс учителя химии Wunderpark International School Елены Бажановой по извлечению ДНК из банана — в лаборатории каждый ребенок смог почувствовать себя настоящим ученым и немного волшебником — кому что оказалось ближе.
Организатор книжного онлайн-клуба для детей, автор курса «Критическое мышление для подростков Анна Кулакова провела сразу два занятия. Для детей помладше она приготовила мастер-класс по развитию креативности, в ходе которого участники обсуждали книгу “Чарли и шоколадная фабрика” знаменитого английского писателя Роальда Даля, поговорили о рождении идей, способных отозваться в сердцах миллионов, а также успели поработать над своей речью благодаря специальным практикам. С ребятами постарше Анна Кулакова обсудила такие серьезные темы как умение лавировать в бесконечном информационном пространстве в интернете и затронула вопросы доверия блогерам — так через примеры спикер познакомила гостей с работой критического мышления, после чего все попробовали порешать задачки на логику — получилось, как говорят сами ребята, на “пять с плюсом”.
Александр Салангин, креативный директор, маркетолог, автор книги «Как работает реклама», приоткрыл для ребят постарше двери в мир рекламы: как она работает, для чего она вообще нужна, и как сделать так, чтобы твой проект совершенно точно не остался незамеченным — об этом и еще многом другом узнали наши юные участники. А попрактиковаться в создании чего-то своего они смогли уже на следующем мастер-классе — «Обратная сторона кляксы. От размытого пятна на бумаге до креативного лейбла: как работает креативность и зачем она нужна» от Игоря М. Намаконова — настоящего проводника в мир креативной индустрии.
(фотографии можно листать)В завершении конференции абсолютно все участники получили именные сертификаты и, по признанию большинства, невероятный заряд эмоций на целый день.
“Я была на многих научных конференциях, но эта меня приятно удивила — здесь совершенно уникальная, душевная, дружеская — можно сказать, семейная — атмосфера. При этом, за общим уютом не теряется суть мероприятия — всего за несколько часов я получила такой комплекс знаний, который можно сравнить с прохождением какого-нибудь длительного онлайн-курса. Все спикеры невероятно заряжены, здорово, все они были из разных областей — это позволило взглянуть на обсуждаемые темы с разных сторон”, — поделилась одна из участниц учительского трека.