Тел.: +7 (495) 122-00-02
23 км по Новорижскому шоссе
welcome@wunderpark.ru
Посмотреть видеофильм
про нашу школу
Версия для слабовидящих

wunderКОНФА 2025: главные тренды в образовании, как все успеть и причем здесь Netflix

Об этом и многом другом узнали участники III апрельской всероссийской научно-практической конференции «Современная модель образования: методики и практики» (wunderКОНФА), организованной Wunderpark International School на минувшей неделе. Мероприятие объединило более 200 учителей различных ступеней образования (практикующих и будущих) и неравнодушных родителей учеников 5-11 классов из разных уголков страны.

«С уверенностью могу сказать, что эта конференция — это не просто мероприятие, в центре которого лекции от известных людей, это по-настоящему живая площадка для обмена лучшими идеями и практиками, обсуждения действительно актуальных вопросов и, что немаловажно, надежная опора для построения новых профессиональных связей, которые только укрепят наше сообщество тех, кто служит образованию, в будущем», — поделилась директор Wunderpark International School Мария Сычева.

Фото: Полина Шавыкина

«WunderКОНФА — это не про лекции, а про людей, которые меняют будущее уже сегодня», — так отзывалась о прошедшем мероприятии одна из приглашенных экспертов конференции Ирина Полозова, эдьюкейтор в сфере дополнительного образования, учредитель лингвистического бизнеса, основатель языковой экосистемы «Лингвин», Председатель Комиссии по образованию Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», кандидат технических наук, директор Центра ДПО Союза Переводчиков России. И, пожалуй, с этим можно согласиться, ведь о будущем говорили не только в рамках секции, в которой она принимала непосредственное участие («Практический взгляд на будущее преподавание иностранных языков: международный опыт»), но и на протяжении всего мероприятия — столь мощный старт задало пленарное заседание “Современная модель образования: как все успеть».

О трендах

Нельзя говорить о будущем, не выявив основные направления и тенденции, главенствующие в настоящем. Модератор пленарного заседания Екатерина Никонорова, директор образовательного онлайн-центра «Академия открытий», методист, методолог, автор телеграм-канала «Сообщество смелых учителей» и учитель-практик, подчеркнула, что «мы живем уже не просто в постоянно изменяющемся мире, как было принято говорить буквально несколько лет назад, — теперь для описания нашей реальности используют концепцию TACI мира: турбулентного, случайного, хаотичного и даже враждебного. И именно в этих условиях школам — и учителям в частности, — необходимо уже сегодня готовить наших детей к будущему, отвечая на все новые и новые вызовы».

Так какая же она, современная модель образования, каким тенденциям следует и что заложено внутри нее? У каждого эксперта нашелся свой ответ и вот, какие черты удалось выявить, объединив их все:

Формирует три образа в человеке (ученике): образ себя (помочь ответить на вопросы: “кто я?”, “каковы мои цели?” и т.д.), образ своей жизни (“с кем дружить?” “как отдыхать и зарабатывать?” “какая должна быть семья?”) и образ культуры мира (“какой опыт есть у мира? “что от него можно перенять лично мне?”);
Адаптивна, гибридна и модульна;
Главенствуют тренды индивидуализации и датацентричности;
Происходит активная трансформация роли учителя: от источника знаний к наставнику, тому кто синтезируют знания и вдохновляет;
На первый план выходит педагогика сотрудничества — появляется задача договориться на различных уровнях коммуникации: учитель — ученик, школа — родитель и т.д. Школа и семья не разделяются на два разных лагеря, во главу угла встает понимание сторон и разделение ответственности;
Все увереннее чувствует себя тренд на персонализацию (главное отличие от индивидуализации в том, что индивидуальный учебным план порождается самим учеником, а не методистом или завучем).

О вызовах, с которыми сталкиваются непосредственно учителя

На этот вопрос ответили директор ОАНО «Школа Точка Притяжения», учредитель ОАНО «Сверхновая Школа» Фёдор Глазов и заместитель директора «Частная школа «Снегири» Екатерина Родионова.

Одним из ключевых вызовов, по мнению Фёдора, является вынужденная конкуренция учителя за внимание ребенка с информационным фаст-фудом: TikTok’ом, стриминговыми платформами (Netflix и другие), социальными сетями и другими более простыми развлечениями.

«Весь этот легкий контент задействует ровно те же инструменты внутри нас, необходимые для познания чего-то сложного, только легко. А мы говорим: давай думать о сложном, давай размышлять, рефлексировать»,— объяснил он.

«Персонализация растет от запроса ребенка, но чтобы у него появился запрос, с ребенком нужно быть таким, чтобы ему стало интересно быть рядом. Причем интересно не в плане весело, как с аниматором, — учитель должен быть многогранной личностью, человеком, который вызывает неподдельный интерес. И это с каждым годом при конкуренции с многочисленными короткими видео становится все сложнее», — добавил Фёдор Глазов.

Другой, не менее острой проблемой, директор петербургской школы считает частичную незащищенность учителя от, зачастую, необоснованных требований со стороны родителей или даже грубого поведения самих учеников.

«Школа должна быть надежной опорой для каждого, кто в ней находится», — подчеркнул спикер.

«Современному человеку нужно воспитывать детей так, словно он не работает. Работать так, будто у него нет детей, и при этом выглядеть, словно у него нет ни детей, ни работы. Вот в какой ситуации находятся наши учителя», — поддержала коллегу Екатерина Родионова, добавив, что сегодня общество предъявляет к учителю все больше требований, помимо академических знаний: вплоть до того, сколько книг ему следует читать в год, сколько раз ходить в театр и как выглядеть на работе и вне ее или какой он должен быть личностью, чтобы заинтересовать детей. 

Так как с этим всем справиться? Екатерина Родионова считает, что, в первую очередь, необходимо расставлять приоритеты (смотреть, что действительно важно), а во-вторых, никогда не забывать о связи своего предмета (любого нового знания) с практикой — современным детям крайне важно понимать: зачем им это знать, как это можно применить лично им, не когда-нибудь в возможном будущем, а прямо сейчас.

Фото: Полина Шавыкина

Вопрос «зачем» как краеугольный камень системы образования

По мнению Марии Сычёвой, вопрос «зачем» на сегодняшний день стоит во главе угла всего образовательного процесса. Так, отвечая на вопрос модератора о роли школы в формировании навыков самоорганизации у учителей, учеников и даже родителей, она рассказала о том, насколько важно для успешного достижения целей смотреть на все с точки зрения ответа на вопрос «зачем» каждому участнику школьного сообщества: зачем то или иное событие или даже инновация учителям, ученикам, родителям и партнерам, которые в Wunderpark являются неотъемлемой частью сообщества. И при этом, каждый участник должен понимать свою ответственность за общую цель — тогда, когда все работают слаженно, когда здесь и сейчас дети проживают насыщенную жизнь, которая интересна всем значимым для них взрослым, когда мы все конструктивны в диалоге и идем общим фронтом — тогда все получается идеально. Дети — счастливы, они успешны, им все нравится, родители — довольны и гордятся успехами своих детей, а учителя с удовольствием идут на работу.

«Создание сообщества — один из самых уникальных способов решения многих конфликтных ситуаций, благодаря которому появляется мотивация», — согласилась Наталья Сченснович, директор и учредитель АНО ДПО «Московский институт развития непрерывного образования» (МИРНО), кандидат педагогических наук, профессиональный конфликтолог, лингвист, учитель иностранных языков, автор книг.

О новейших технологиях и оптимизации процессов

«Почему так сложно внедрить?» — этим вопросом наверняка задавался уже не один руководитель школы или учитель, увлекающийся новыми технологиями и искусственным интеллектом в частности.

По мнению Вадима Полюги, основателя информационного инженерного инкубатора Айкуб, члена правления Ассоциации семейных школ, члена правления Лиги образования, математика, флагмана идеи развития и воспитания подростков «Через приключения к достижениям», а также эксперта в области геймификации образования, “беда в том, что любое внедрение новых технологий не дает педагогу адаптироваться, перестроиться и понять, что его ценность никак не упадет, что ценен он не за счет источника знаний, а за счет способности их синтезировать». То есть таким образом некоторые учителя до сих пор чувствуют в искусственном интеллекте угрозу — себе и своему авторитету.

Кроме того, процесс внедрения любой инновации в систему образования всегда очень неспешный.

«Любое преобразование занимает минимум три года, — считает Вадим Полюга. — Это в банке деньги работают с деньгами — там да, там возможны быстрые решения. А в школе человек должен работать с человеком».

С ощутимой отсрочкой результатов вложенных действий согласен и со-основатель и исполнительный директор АНО «Центр Содействия Инновациям в Обществе «СОЛь», наставник команд SKOLKOVO Executive MBA, автор книги «Твой первый бизнес», коуч, профессиональный медиатор Андрей Андрусов.

«Измерение эффектов изменений в качестве знаний крайне сложно по той причине, что эффект возникает лет через 20, после того, как мы произвели воздействие. Поэтому обычные методы из мира бизнеса в этой системе не работают. Однако это не значит, что в систему образования невозможно привнести лучшее из бизнеса — можно и даже нужно, просто делать это нужно аккуратно, четко зная, что именно и для чего это делается, а также понимать, что результат будет виден не сразу, и при этом может оказаться совсем не таким, как нам хочется», — разъяснил спикер.

Фото: Полина Шавыкина

Об играх, предпринимательстве и первых стартапах

И Вадим Полюга, и Андрей Андрусов единогласны в мнении о том, насколько важны игровые процессе для учеников. Причем абсолютно неважно, на кону стоят картонные карточки или реальные деньги — важно дать детям возможность попробовать, потому что именно через игровую форму (а первые навыки предпринимательства это тоже по-своему игра) дети лучше всего усваивают новые знания и вопрос «зачем» отпадает сам собой.

В свою очередь, подводя некий итог, Екатерина Родионова подчеркнула, насколько получается «здорово», когда в образовательный процесс можно уместить и саму возможность детей пробовать себя в разработке и реализации собственного продукта, и время на это, и наличие взрослых, готовых, а главное способных, поддержать детей на всех этапах производства, и, что немаловажно, наличие безопасного пространства, где ученики могут безболезненно экспериментировать со своим бизнесом (Прим. ред: например, в «Частная школа «Снегири» и Wunderpark — это ежегодные благотворительные ярмарки). Но самое важное, по ее мнению, — суметь дать детям человеческое тепло и поддержку, понимание того, что необходимо конкретному ребенку для того, чтобы развиться, сделать проект и быть успешным.

Так как все успеть и где найти время?

У Натальи Сченснович есть ответ. Вот три ее главных правила:

1. Формируя свой график, в первую очередь выделить время на отдых. Хотите все успевать — отдыхайте;
2. Не зависайте на неудачах. У вас есть факт, он уже случился, самое время поставить новую цель;
3. Найдите тот «крючок”, который для вас важен, и тогда вы поймете, как двигаться дальше.

Например, для самой Натальи это — репутация. А что это может быть для вас, дорогие читатели? Самое время остановиться и подумать.

Рекомендуем
Все, что нужно знать о поступлении в Wunderpark, и не только
Анонс: II апрельская wunder-конференция "ИИ в образовании. Первые шаги"
Калейдоскоп событий: январь, февраль