Директор Wunderpark Мария Сычева поделилась собственным видением неотъемлемых компетенций руководителя и навыков лидера на Первом Всероссийском съезде школ креативных индустрий, объединившем более 270 человек из 49 регионов страны.
Мероприятие, организованное Министерством культуры Российской Федерации при поддержке Российского фонда культуры, а также Федерации креативных индустрий и РОСКУЛЬТПРОЕКТа, прошло в павильоне “АТОМ” на ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия». Впервые представители школ креативных индустрий, ведущие эксперты в этой сфере, а также представители Президентского фонда культурных инициатив, Агентства креативных индустрий, Высшей школы экономики, Вконтакте и другие отраслевые лидеры собрались для обсуждения актуальных вопросов от компетенций педагогов до интеграции учащихся в реальные бизнес-проекты. Насыщенная трехдневная программа Съезда состояла из более 40 событий, включая лекции, мастер-классы, круглые столы, открытые диалоги и стратегические сессии.
Школы креативных индустрий — кому, как и зачем?
Стоит начать с того, что школы креативных индустрий — это площадки бесплатного дополнительного образования, где школьники 5-11 классов получают возможность раскрыть свой творческий потенциал по востребованным в современном мире направлениям. Например, звукорежиссуре, фото- и видео-производстве, дизайне и 3D-графике, анимации или разработке видеоигр. Самое главное, что обучение в ШКИ ориентировано в первую очередь на практику — по словам министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, обратившейся с приветственным словом к участникам Съезда, “ученики здесь перестают быть учениками, а становятся творцами, а некоторые даже мастерами”. В настоящий момент в 67 школах креативных индустрий обучается более 6000 подростков, которые по завершению курса смогут реализовать собственные проекты, а к 2030 году в России будет открыто более 240 школ для 20 000 учеников.
Первая школа креативных индустрий открылась в России три года назад. За это время многие представители уже смогли выработать свои уникальные практики, пройдя через путь проб и ошибок. В рамках Съезда гости смогли познакомиться с лучшими проектами школ и их методиками, а также обсудить актуальные потребности и запросы преподавателей и учеников, как и то, каким должен быть современный руководитель, чтобы отвечать высоким стандартам ожиданий заинтересованных сторон. В стратегической сессии, направленной на выявление качеств успешного директора школы креативных индустрий, а также их методов управления, приняла участие и директор Wunderpark Мария Сычева. В своем выступлении она отметила, что одной из ключевых способностей руководителей можно назвать умение вдохновлять и… делегировать.
“Разрешите себе не быть лучшим сразу во всем. Что-то можно знать лучше, что-то — хуже, и это совершенно нормально”, — поделилась Мария Сычева, ссылаясь на подход распределенного лидерства.
Директор Wunderpark также подчеркнула важность создания и поддержания атмосферы открытости — по ее словам лидер должен открыто говорить со своей командой, поскольку это способствует выстраиванию доверительных отношений в коллективе. Не менее значимыми по мнению Марии Сычевой являются способности планировать изменения до того, как они наступят, и чувствовать наиболее подходящий момент для внедрения инноваций, направленных на дальнейшее развитие компании.
Wunderpark и ШКИ — какая связь?
Хоть Wunderpark и не относится к школам креативных индустрий, у обоих проектов есть схожие глобальные ценности. “Самое первое профориентационное исследование в Wunderpark проводят с воспитанниками детской студии — детьми трех лет. Проходит это в форме костюмированной фотосессии на тему “Кем я хочу быть, когда вырасту”, — об этом Мария Сычева рассказала на второй день работы Съезда в ходе дискуссии, посвященной перспективам развития школ креативных индустрий, прошедшей под модераторством генерального директора Федерации креативных индустрий, обладателя первого в России Золотого Каннского Льва Игоря М. Намаконова.
Продолжая выступление, она сообщила, что если в три года у детей все очень просто, то к 9 классу ученикам, закономерно, намного сложнее определиться с будущей профессией. И чтобы облегчить детям этот выбор, Wunderpark также, как и ШКИ, большое внимание уделяет подготовке учеников к их профессиональному будущему. Для этого в школе функционирует ФабЛаб (инновационная лаборатория полного цикла производства) и студия звукозаписи, где ребята пробуют себя в роли настоящих радиоведущих, созданы партнерские проекты, например, Школа Коммуникаций от ВШЭ или Киноинтенсив с продюсером и режиссером, президентом международного детского и семейного кинофестиваля «Ноль Плюс» Николаем Данном, в рамках которого уже третий год подряд ученики практикуются в создании полнометражных анимационных и документальных фильмов своими руками, проходя весь путь от написания сценария до пост-продакшена.
“Однако готовить к этому (профориентационному) вопросу, следует в первую очередь родителей, а затем уже учеников, — подчеркнула Мария Сычева. — Мы много говорим о том, что наша образовательная цель не ЕГЭ и ОГЭ, она за этим, за экзаменами. А главная супер-сила, если можно сказать, конкурентоспособного человека — это умение нестандартно мыслить, которым обладает творческий человек”.
По словам директора Wunderpark, родителей следует активно знакомить и вовлекать в школьную жизнь, создавая крепкое сообщество из ученика, учителя и родителя. Тогда и только так, можно стать хорошей школой. И, конечно, точно также следует организовывать отдельные события для родителей, в рамках которых можно (и нужно) объяснять что и как работает, а главное, зачем это нужно их ребенку — будь то школы креативных индустрий или обучение 4К-компетенциям.