Тел.: +7 (495) 122-00-02
23 км по Новорижскому шоссе
welcome@wunderpark.ru
Посмотреть видеофильм
про нашу школу
Версия для слабовидящих

О 4К замолвите слово

Разбираемся в компетенциях современного ученика вместе с Wunderpark

Креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация — что это за навыки и какое они имеют отношение к школе будущего выяснили на I апрельской Wunder-конференции, организованной нашей школой. Мероприятие прошло на минувшей неделе и объединило неравнодушных педагогов из Москвы и Истринского района.

4 шага в будущее — курс на успех

Не секрет, что научно-технический прогресс существенно влияет на социальную сферу жизни людей. Еще в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были определены 10 ключевых умений, которыми должен обладать конкурентоспособный сотрудник. Все они относились к так называемым Soft skills — гибким, универсальным навыкам, не привязанным к специфике той или иной профессии. Они отражают личные качества человека: его способность взаимодействовать с другими людьми, принимать решения в стрессовой ситуации, творчески мыслить или организовывать свое время. Так, в десятку вошли умение решать комплексные задачи, критическое и творческое мышление, эмпатия, способность работать в команде и другие. В ответ на этот достаточно обширный список наши специалисты выдвинули более простую и понятную модель 4К — концепция, включающая в себя 4 компетенции, названия которых начинается на букву “К”. Это критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация. Казалось бы, все еще причем здесь образование? На этот вопрос ответила организатор конференции, заместитель директора по образованию Wunderpark International School Алла Головенькина:

— Сегодня инновации в образовании сместились с предметного содержания в сторону форм и методов преподавания! Именно они стали серьезно влиять на качество образования. Школа — это не только про уроки и программный материал, мы здесь буквально живем. К тому же, образование — непрерывный процесс, который ежедневно сталкивается с большим количеством современных вызовов. Хотим ли мы, чтобы наши дети были самостоятельными? Да, но эту самостоятельность нужно развивать. Хотим ли мы, чтобы дети умели управлять своим временем? Да, но и этому нужно обучать. Выбирая тему для нашей первой конференции, мы, не сговариваясь, выбрали 4К — это то, что можно назвать фундаментом, необходимым для дальнейшего успешного обучения ребенка.

Поясняя, Алла Головенькина подчеркнула, что даже самые простые задания на самостоятельность относятся к критическому мышлению: “к умению остановиться и посмотреть на какие-то события не с недоверчивостью, но с сомнением, делая собственный выбор”.

Навыки, включенные в концепцию 4К, это то, с чем мы живем. В Wunderpark мы активно развиваем эти компетенции, начиная с начальной школы, чтобы воспитать детей свободными и креативными, думающими и готовыми к сотрудничеству. И таким образом цель нашей конференции — поделиться накопленным опытом с коллегами, — заключила заместитель директора по образованию.

Более подробно о том, что из себя представляет каждая буква “К” в рассматриваемой концепции, рассказала классный руководитель Year 3 Вероника Васильева.
  • Шаг первый — критическое мышление

Это то, что позволяет ориентироваться в бесконечном потоке информации, в котором дети (как и все мы) находятся постоянно, будь то дом или школа. Критическое мышление позволяет нам анализировать, оценивать и рефлексировать, то есть принимать верные решения и грамотно формулировать свои мысли. Развивается такой вид мышления в проектной деятельности.

  • Шаг второй — коммуникация

Казалось бы, дети и без того постоянно взаимодействуют друг с другом, с учителями и родителями. Но тем не менее, здесь речь идет о том, что важно задавать вопросы и не бояться этого делать, что можно и нужно использовать различные формы общения — вербальные и невербальные, чтобы собеседник был максимально вовлечен в процесс. Кроме того, немаловажным аспектом является адаптация к социальному окружению.

  • Шаг третий — кооперация

Навык, который связан с умением работать в команде. Здесь одно из самых важных — это научить принимать на себя ответственность. Не только за себя и свои действия, но еще и за общий результат. Также важно помнить, что кооперация это еще и про работу команды как единый организм, где каждый ребенок способен как-то замотивировать другого, распределить роли в соответствии со знанием или даже пониманием своего партнера и дать правильные инструкции, корректно передать информацию.

  • Шаг четвертый — креативность

Иными словами это творческий подход, мышление — то, что позволяет нам находить нестандартные решение для самых повседневных задач.
— В начальной школе акцент идет больше на то, чтобы ученики умели лавировать данными навыками в процессе обучения. Наша роль — научить детей создавать что-то свое и презентовать этот продукт, пусть даже если на практике он будет пока (или вовсе) не реализуем. В более старших классах проекты учеников разрабатываются с учетом возможности реализации на том уровне, который им доступен.

Тайна третьего урока: 4К в действии

Вместе с тем, как это работает на практике продемонстрировали педагоги во время открытых уроков. Так, учитель начальных классов Елена Аднаева пригласила гостей конференции на “Окружающий мир”, где четвероклассники проходили тему “Из истории письменности”, работая в группах и сменных составах — в лучших традициях сингапурских методик.

— По технологии развития критического мышления я работаю постоянно, — поделилась педагог, — у нас все время мозговой шторм. Как вы видели сегодня, бывает так, что мне хочется остановить ребят, а они продолжают фонтанировать идеями — уже привыкли к такому формату работы: сначала набрасываем идеи, потом определяем, что над чем-то мы поработаем сейчас, а что-то изучим в следующий раз.

Если говорить непосредственно об уроке, то на нем дети анализировали достаточно сложный текст. Учитель признается: “этот выбор я сделала умышленно, чтобы вопросы, которые им нужно было составить, были продуманными, рожденными на основе глубокого понимания текста”. И, стоит сказать, 4 класс справился с заданием превосходно: составленные ими так называемые “толстые вопросы” — те, которые подразумевают развернутый ответ, — действительно воспринимались как осознанные, требующие рассуждений по теме.

Что касается кооперации и коммуникации, то и тут у школьников оказалось все в порядке: участники конференции отмечали, что во время урока было очень трудно заметить естественную разницу в уровне учеников - и только внушительный опыт помог некоторым из них подметить такую деталь. А связано это с тем, что дети легко просят помощи друг у друга или у учителя, если это становится необходимым. А о креативности четвероклассников можно отдельную статью или кандидатскую писать — чего только стоят их варианты расшифровки древних пиктограмм.

Wunderpark говорит и показывает: мастер в классе

Обзорная экскурсия по школе предвосхитила ряд мастер-классов от педагогов Wunderpark — в некотором смысле получилась физкульт-минутка, о которой, к слову, рассказала классный руководитель Уear 3 Елена Горлова как о средстве формирования 4К компетенций. В частности коммуникации и креативности. Педагог технологии и робототехники Виктор Осин провел увлекательный мастер-класс по созданию продукта (в нашем случае это был брелок) с применением оборудования цифрового производства без использования готового конструктора. Гости самостоятельно разработали дизайн будущего брелка в специальной программе: от придания формы изделия до креативных надписей, после чего Виктор Осин продемонстрировал принцип работы 3D принтера.

Одновременно с тем любители “разложить все по полочкам” — систематизировать и визуализировать — могли посетить мастер-класс Вероники Васильевой, посвященный развитию критического мышления с помощью создания mind-map — ментальных карт в приложении Pages. Как это работает? Достаточно сказать, что для создания такой карты необходимо уметь отделять главное от второстепенного, четко сформулировав основную тему, а также проверять информацию на достоверность. Кстати, помимо критического мышления, ментальные карты развивают и креативность, ведь при ее создании активно работает ассоциативное мышление, да и оформление карты — дело творческое.

— Компетенции 4К являются звеньями одной цепи, их нельзя разъединить, — уверенно заявляет классный руководитель Year 4 Вера Широкова. На своем мастер-классе она рассказала о творческих работах в начальной школе как о возможности развития soft-skills и в частности — креативности: от необычных способов запоминания таблицы умножения до применения раскрасок на уроках русского языка, когда речь идет о применении орфографических правил.

Для самых передовых гостей наши педагоги провели мастер-класс на тему применения виртуальной/дополненной реальности (VR) в исследовании на уроках естествознания и рассмотрели уроки цифрового гражданства в фокусе 4К компетенций младших школьников.

“Не просто зрители — участники”

В завершение мероприятия участники и сами смогли опробовать навыки в действии: во время рефлексии помимо привычного открытого диалога с ведущим, поделенные на группы гости перемешались, несколько раз сменив партнера по обсуждению увиденного и услышанного за день. Некоторые даже пообещали в обязательном порядке опробовать новые методики в своих школах в ближайшее время и вернуться с обратной связью: все ли удалось.

— Таким образом мы пытались дать нашим гостям какие-то инструменты, возможность проявить самим критическое мышление и креативность, — сообщили организаторы. И, судя по отзывам участников, такой подход им понравился.

Если обобщить полученную обратную связь, то прошедшее мероприятие можно охарактеризовать четырьмя словами:

креативно, профессионально, необычно, полезно.

— Второй апрельской wunder-конференции быть! — пообещали Алла Головенькина и Вера Широкова.

Рекомендуем
Анонс: II апрельская wunder-конференция "ИИ в образовании. Первые шаги"
Все, что нужно знать о поступлении в Wunderpark, и не только
Калейдоскоп событий: январь, февраль